russian русский english english suomi suomi
Торговое представительство РФ в Финляндии


   Контактная информация

Адрес:
00140 Хельсинки
Техтаанкату 1С
Карта

Тел.: 358(9) 664528
Факс: 358(9) 652435

Электронная почта:
rusfintrade@yandex.ru

facebook














Судостроение

Судостроение, производство морской техники и оборудования традиционно являются одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики Финляндии.
По экспертным оценкам Ассоциации морской промышленности страны, на долю Финляндии приходится около 1% мирового рынка судостроения. Финская сторона особое внимание уделяет специализации отрасли, в частности строительству круизных лайнеров, автопассажирских паромов, ледоколов и судов ледового класса многофункционального назначения, других типов судов специального назначения, нефтегазодобывающих платформ, а также проектированию и проведению НИОКР в области арктического судостроения. Это позволяет Финляндии конкурировать в высокотехнологичных секторах мирового рынка судостроения. Доля страны в мировом производстве пассажирских судов и паромов составляет около 20 %, а в проектировании и производстве ледоколов и судов ледового класса - почти 60 %.
По данным Ассоциации морской промышленности Финляндии, в отрасли занято около 30 тыс. человек, работающих в более чем 900 компаниях. При этом, по экспертным оценкам, количество работников, занятых непосредственно на верфях составляет более 3 тыс. человек. Годовой оборот морской промышленности составляет около 8 млрд. евро, а доля экспорта превышает 90%.
Учитывая важность судостроительной промышленности для экономики страны, в целях поддержания её конкурентоспособности и привлечения инвестиций, правительство Финляндии стремится стимулировать дальнейшее развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности в судостроении. Государство поддерживает морскую промышленность путем предоставления судостроительным верфям финансовой поддержки программ инновационного развития, в рамках которых осуществляется НИОКР, содействуя интернационализации и экспорту предприятий, а также участвуя в акционерном капитале компаний отрасли.
Согласно распоряжению правительства «О государственном субсидировании инноваций в судостроении» от 2015 года субсидии могут быть выделены зарегистрированным в Финляндии предприятиям, занимающимся судостроением, судоремонтом, модернизацией судов, строительством плавучих (стационарных и мобильных) оффшорных конструкций. Субсидии не выделяются на строительство рыбопромысловых судов. Субсидия может составлять не более 25% от расходов на проекты, одобренные в качестве инновационных, но не более 10 млн. евро на проект. До 80 % от размера субсидии выплачивается на стадиях проектирования и строительства тремя частями по мере продвижения проекта. Оставшаяся сумма (до 20 %) выплачивается после окончания проекта на основании представленных соискателем субсидии фактических данных о расходах на проект. Распоряжение финского правительства будет действовать по 31 декабря 2020 года. С 1 января 2018 года функции по рассмотрению заявок на инновационные субсидии были переданы в новую государственную структуру, образованную слиянием Агентства по финансированию технологий и инноваций «ТЕКЕС» (Tekes) и Ассоциации «Финпро» (Finpro) - Business Finland.
Для привлечения в отрасль иностранных инвестиций и содействия участию финских компаний малого и среднего бизнеса в крупных международных инфраструктурных проектах руководством Финляндии на регулярной основе предпринимаются усилия по стимулированию и финансовой поддержке национальных компаний. Одной из задач таких программ является вывод финских поставщиков морской промышленности на международный рынок. Получателями субсидий становятся некоммерческие государственные, муниципальные и частные общества, университеты и другие учебные заведения. Данные средства используются на проведение НИОКР и инновационную деятельность. Участие в проектах позволяет финским компаниям малого и среднего бизнеса, объединившись в консорциумы, сети и исследовательские группы, получить доступ к финансированию своих разработок, как на стадии исследований, так и их коммерциализации.
Одной из форм государственной поддержки компаний отрасли является финансируемая государством программа поддержки финского экспорта Maritime and Offshore in Finland, предназначенная для финских компаний, занятых в области судостроения, проектирования и строительства морской техники для шельфа, а также субподряда в этих сферах. Программа координируется организацией Business Finland при поддержке Министерства занятости и экономики Финляндии в сотрудничестве с сетевой организацией по развитию внешнеэкономической деятельности Team Finland. Целью программы является объединение усилий отдельных финских профильных компаний для участия финского бизнеса в судостроительных и инфраструктурных проектах по всему миру. В рамках программы компании безвозмездно получают комплекс услуг по обучению, интернационализации, изучению потенциальных рынков, информационному обеспечению, организации совместных бизнес-миссий и др. России отведено в этой деятельности одно из центральных мест и многие мероприятия ориентированы на развитие сотрудничества финских субподрядчиков с российскими судоверфями и операторами крупных инфраструктурных проектов в портовой и нефтегазовой сферах.
Руководство страны занимает активную позицию в вопросах участия в акционерном капитале компаний сферы судостроения. В настоящее время государство владеет мажоритарной долей (66,4%) в проектной компании «Акер Арктик Текнолоджи» и долей (21,6%) в компании «Раума Марин Констракшн», основанной в 2014 году в г. Раума на части площадей, занимаемых ранее закрытой в том же году верфью «ЭсТиЭкс Финланд».
В Финляндии в настоящее время имеется три крупных судостроительных верфи. Крупнейшей из них является судоверфь «Майер Турку» в г. Турку - одна из самых современных в Европе, специализирующаяся на строительстве пассажирских и круизных судов. При этом имеются технические возможности её переоборудования для строительства крупных транспортных судов водоизмещением более 100 тыс. тонн (танкеров и газовозов ледового класса).
В сентябре 2017 года руководством компании «Майер Верфт» принято решение инвестировать 185 млн. евро в обновление производственных мощностей верфи с тем, чтобы к 2018-2019 году достичь улучшения качественных и скоростных показателей под нарастающий год от года объем заказов. Основные инвестиции при этом планируется направить на строительство новых линий металлообработки, внедрение лазерно-гибридных технологий сварки и т.д. После производственного переоснащения руководство верфи имеет намерение достигнуть трехкратного увеличения объемов производства по отношению к результатам 2014 года.
В 2017 году судоверфь в г. Турку пополнила и без того весомый портфель заказов еще на одно круизное судно для германской группы «ТУИ Круизерс». Компании договорились о строительстве круизного лайнера серии «Нью Майн Шифф 1&2» («Майн Шифф-7»). Ориентировочные сроки поставки судна: 2023 год.
В сентябре 2017 года был дан старт производству первого из двух круизных судов для компании «Коста Круизерс». Оба судна водоизмещением 184 тыс. тонн и сроками поставки 2019 и 2021 годы, будут работать на сжиженном природном газе (СПГ).
В 2017 году с верфи было сдано одно судно: группе «ТУИ Круизерс» поставлено очередное круизное судно серии «Майн Шифф» («Майн Шифф-6»). Одновременно с этим продолжается строительство круизного лайнера «Майн Шифф-1», являющегося следующим поколением успешной линейки лайнеров «Майн Шифф». Длина судна будет увеличена на 20 метров и достигнет 315 метров. Увеличение габаритных показателей судна повысит возможности разработчиков по организации и использованию внутреннего пространства. За счет применения энергосберегающих решений энергопотребление судов обновленной серии будет на 30 % ниже, чем у аналогичных по классу круизных лайнеров предыдущей серии. Сообщается, что благодаря использованию скруббера и каталитического конвертора выбросы серы сокращаются на 99 %, а оксида азота – на 75 %. Поставка судна заказчику ожидается в мае 2018 года.
Наличие большого количества заказов, полученных верфью в
г. Турку, означает хорошие перспективы с обеспеченность работой для многочисленных компаний - поставщиков и субподрядчиков. Ожидается, что в течении ближайших лет прямая занятость населения от деятельности верфи в судостроительном кластере и его субподрядчиков увеличится с нынешних 7 000 до 20 000 тыс. человек.
Участие государства в акционерном капитале судоверфи «Раума Марин Констракшн» способствовало возрождению полномасштабной деятельности верфи в г. Раума, которая будет конкурировать с российской верфью «Арктех Хельсинки Шипъярд» за получение госзаказов по обновлению ледокольного флота финской государственной судоходной компании «Арктиа». Замену вырабатывающих свой ресурс ледоколов планируется завершить к 2030 году, что оценивается примерно в 1 млрд. евро.
В 2017 году компания «Раума Марин Констракшн» занималась плановыми доковыми и конверсионными работами на автопассажирских паромах и ледокольных судах, а также строительством плавучих конструкций, предназначенных для сферы развлечений. В марте 2017 года компания начала работы в соответствии с заключенным ранее контрактом с датской судоходной компанией Mols-Linien на постройку 158-метрового автопассажирского парома стоимостью около 68 млн. евро. Поставка судна заказчику ожидается в июне 2018 года.
Компания «Раума Марин Констракшн» намерена возобновить обслуживание и строительство военных кораблей для вооруженных сил Финляндии. С этой целью заключено соглашение с финским государственным концерном оборонной промышленности «Патриа» и входящей в него сервисной компанией «Миллог». Судоверфь «Раума Марин Констракшн» заключила с Ведомством по логистике Министерства обороны Финляндии соглашение о намерениях по строительству 4 корветов по государственной программе «Эскадра – 2020». Заказы планируется разместить в 2018 году, а новые корабли должны быть построены в 2019-2024 годах. Общая стоимость заказа оценивается в 1,2 млрд. евро, из которых, по экспертным оценкам, на долю верфи-подрядчика может приходиться около 500 млн. евро.
Входящая в российское АО «Объединенная судостроительная корпорация» верфь в г. Хельсинки (компания «Арктех Хельсинки Шипъярд») специализируется на строительстве ледоколов и судов ледового класса. Верфь может рассматриваться как один из центров формирующегося совместного российско-финляндского морского кластера. Данный центр способствует кооперации между финскими и российскими судостроительными и машиностроительными предприятиями, созданию трансграничных технологических цепочек и сетей субпоставщиков, эффективному использованию международного разделения труда.
В 2017 году на верфи была завершена реализация контракта с группой компаний ПАО «Совкомфлот» на строительство судна снабжения и трёх дежурных судов. Общая сумма заказа составила около 500 млн. евро. Корпусные блоки изготавливались в сотрудничестве с ОАО «Выборгский судостроительный завод». В течении 2017 года заказчику сданы ледокольное судно снабжения «Геннадий Невельской», дежурные суда «Степан Макаров» и «Фёдор Ушаков». В феврале 2018 г. Заказчику передано последнее судно проекта – ледокольное судно «Евгений Примаков». В настоящее время судоверфь реализует заказ на строительство танкера для перевозки газового конденсата в рамках проекта «Ямал-СПГ».
В компании «Арктех Хельсинки Шипъярд» работает около 600 человек. Здесь создано свое конструкторское бюро, что позволяет реализовывать собственные уникальные технические решения.
На данный момент из-за мер санкционного давления, наложенных США и другими странами Запада, верфь переживает не лучшие времена. В связи с возникшими проблемами в финансировании проектов и кредитовании в европейских банках, а также отсутствием заказов из-за опасений потенциальных заказчиков, рассматривается вопрос о продаже контрольного пакета акций верфи.
Помимо вышеназванных, в Финляндии имеется еще ряд судоверфей: верфи «Турку Репэйр Ярд» (г. Наантали, входит в эстонский концерн BLRT Grupp), Western Shipyard (н.п. Тейо) и «Лайтаатсиллан Телакка»
(г. Савонлинна) выполняют ремонт и техническое обслуживание судов; компания «Ууденкаупунгин Тюёвене» (г. Уусикаупунки) специализируется на строительстве портовых ледоколов, буксиров, небольших автопассажирских паромов и профессиональных катеров; компания «Марин Алютек» (н.п. Тейо) занимается производством катеров для нужд береговой охраны, ВМС и спасательных служб.
Город Раума на западном побережье Финляндии, являющийся одним из локомотивов развития морской промышленности страны, реализует проект индустриального парка «Seaside Industry Park», первоочередной задачей которого является улучшение конкурентоспособности предприятий, занятых в морской промышленности и тяжелом машиностроении региона. В парк планируется привлекать компании, занимающиеся НИОКР, а также субподрядные и логистические компании, кроме того, здесь возможно открытие исследовательского центра Университета Аалто.
Кроме судоверфей Финляндия известна своими производителями и поставщиками оборудования для строительства судов, крупнейшими из которых являются машиностроительный концерн «Вяртсиля», подразделение «АББ Финланд» («АББ Марин»), входящее в международный концерн «АББ», и компании «Стиирпроп» и «Роллс-Ройс Ою Аб».
Подразделение «Марин Солюшенз» концерна «Вяртсиля» является производителем судовых силовых установок, пропульсивных систем, трансмиссий, гребных винтов, систем автоматизации и управления, систем очистки выбросов, а также разрабатывает проекты по строительству морской техники.
В 2017 году объем продаж продукции концерна, предназначенной для судостроения и судоремонта, составил 1,104 млрд. евро (1,67 млрд. евро в 2016 году). Объем новых заказов, поступивших в концерн в 2017 году, составляет 1,307 млрд. евро. Доля судостроительного подразделения «Марин Солюшенз» в общем объеме продаж концерна «Вяртсиля» составляет 22,4 %. Основными рынками сбыта подразделения являются Китай и Южная Корея. В судостроительном подразделении концерна занято около 6,1 тыс. человек. Доля концерна «Вяртсиля» на мировом рынке в сегменте среднескоростных основных судовых двигателей составляет 51 %. Кроме того, обслуживанием судового оборудования занимается подразделение концерна «Сервис». Расходы на НИОКР машиностроительного концерна «Вяртсиля» в целом составили в 2017 году 131 млн. евро (в 2016 году также 131 млн. евро).
Концерн «АББ» - крупнейший производитель силовых систем и систем автоматизации. Подразделение концерна - компания «АББ Марин» производит электрические силовые установки и предоставляет полный пакет электротехнического оборудования для судостроения. Широкое распространение получили запатентованные компанией азиподные электрические движители, которые придают судну бóльшую маневренность. Использование в судах разработанных инженерами компании азиподных установок способствует экономии используемого судами топлива до 20 % по сравнению с традиционными решениями. Производственные площади «АББ Марин» расположены в Финляндии в городах Вааса, Хельсинки и Хамина, а также в Китае.
Производителями винторулевых колонок помимо «АББ Марин» являются также компании «Стиирпроп» и «Роллс-Ройс Ою Аб», расположенные в г. Раума.
В ноябре 2016 года группа «Роллс-Ройс» заключила соглашение с Центром технических исследований Финляндии «ВТТ» о сотрудничестве в проектировании, разработке и испытаниях дистанционно управляемого, автономного судна первого поколения. В марте 2017 года группа «Роллс-Ройс» открыла в г. Турку исследовательский центр автономного судоходства, а уже в марте 2018 года было объявлено об успешных ходовых испытаниях беспилотного судна в акватории Балтики и при проведении маневрирования в порту г. Турку. Концерн собирается потратить на исследования в этой сфере до 200 млн. фунтов стерлингов.
Особое место в структуре судостроительной промышленности Финляндии занимают научно-исследовательские и проектные организации, лаборатории отраслевого и академического направлений. Накопленный научный потенциал позволяет не только выполнять сложные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении. Среди них следует выделить компании «Дельтамарин», «Эломатик Марин Инжиниринг», «Акер Арктик Текнолоджи» и «АйЭлЭс». Кроме того, проектирование морской техники осуществляет конструкторское бюро в рамках подразделения «Марин Солюшенз» машиностроительного концерна «Вяртсиля».
Исследовательский центр компании «Акер Арктик Текнолоджи» оснащен современным ледовым бассейном, позволяющим проводить испытания прототипов арктических судов, моделируя при этом различную ледовую обстановку.
Следует отметить, что компании «Вяртсиля», «Майер Верфт Турку», «АББ» и «Роллс-Ройс» являются акционерами компании «ДИМЕКК» - центра по инновационной и исследовательской деятельности финских компаний в сфере цифровой техники, телекоммуникаций, машиностроения, металлообработки и металлургии.
В последние годы российско-финляндское сотрудничество в области судостроения заметно активизировалось и стало более динамичным. В рамках двустороннего взаимодействия на российских предприятиях выполняются отдельные заказы судостроительных и машиностроительных компаний Финляндии. Со своей стороны, финские компании поставляют целый ряд компонентов и комплектующих для российских верфей. Расширяется сотрудничество в области совместного проектирования морской техники. Как показывает практика последних лет, именно Финляндия является одним из основных иностранных партнеров России в сфере гражданского арктического судостроения. Россию в Финляндии рассматривают как важного партнера в сфере арктического судостроения и совместного производства морского оборудования. Это дает основание полагать о наличии значительных резервов для развития российско-финляндского сотрудничества в данной области.

 

 

 Судостроение и морская промышленность (*.docx, 29 Kb)

 

версия для печати
Анонсы

7-8 июня 2018 года планируется визит Главы Республики Карелия А.О. Парфенчикова в г. Хельсинки (Финляндия).

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

С 19 по 20 мая 2018 г. в г. Москве пройдет Всемирный саммит по криптовалютам и блокчейну

Open BIO 2018

5 апреля в Торговом представительстве России в Финляндии будет организован семинар: «Туристический потенциал Cеверо-Западного региона, развитие сотрудничества».

TID Business Forum 8. – 10.3.2018

Условия участия ПМЭФ-2018

15 – 16 ноября 2017 года в ИТ-парке г. Набережные Челны Республики Татарстан состоится Машиностроительный кластерный форум «Цифровое производство и будущее промышленности»

Торговый представитель Валерий Шлямин дал интервью Петербургскому порталу о Финляндии "Фонтанка.FI"

Коллективная монография «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РОССИЙСКО-ФИНЛЯНДСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

95-летие Торгового представительства Российской Федерации в Финляндской Республике

Коллективная монография «ПРЕДПОСЫЛКИ И ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКО-ФИНЛЯНДСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА» 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ФИНЛЯНДИИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 



  АРХИВ НОВОСТЕЙ



  АРХИВ МЕРОПРИЯТИИЙ




НОВОЕ НА САЙТЕ